перейти > АСУ-Стационар / АСУ-Платные услуги

 

 

АСУ - Производство

 

Автоматизированная система управления производством.

На Брянском протезно-ортопедическом предприятии разработана, внедрена и успешно эксплуатируется с 2002 года "Автоматизированная система технологического и экономического управления протезно-ортопедическим предприятием" (Система 90). Система работает в режиме реального времени и охватывает весь цикл задач от регистрации пациента до финансового отчета и представления отчета во внешние организации.

Основные задачи АСУ. Принципы построения и эксплуатации.

Если Вы хотите реально повысить эффективность работы предприятия, а не просто отдать дань моде на автоматизацию, необходимо исходить из тех функций, которые должна взять на себя АСУП. Представим эти функции в виде состава задач системы.

 

Состав задач системы:

Эффективность управленческих решений зависит как от профессионального уровня первого руководителя и его команды, так и от полноты, достоверности, системности информации по всем аспектам производства.

Отсюда важнейшее требование к автоматизированной системе сочетание внутренней единой комплексной структуры и внешнего модульного его представления. Реализованная на единых базах данных и обеспечивающих их формирование справочниках и базах знаний, система может быть представлена в виде нескольких логически завершенных блоков, отражающих специфику работы протезно-ортопедического предприятия (см. рис. 1).

 

Рис.1 Структурная схема АСУ
 
МЕДИЦИНА
Автоматизирует организационные (регистрация), правовые (документы) и медицинские (диагноз, обмеры, назначение изделия) аспекты взаимоотношений пациента с медицинским отделом предприятия. Но уже в этом блоке подключаются базы знаний, и по медицинским особенностям назначенного изделия программа автоматически нормирует расход комплектующих, полуфабрикатов, материалов, трудозатрат. Сообщает плановую стоимость изделия, соответствие ее прейскурантной цене по контракту. 

    

ПРОИЗВОДСТВО
Обеспечивает полное информационное сопровождение движения изделия в производстве от его запуска до сдачи на склад готовой продукции (СГП). Диспетчер планирует и отслеживает запуск, примерку, готовность изделий, вызывает пациентов.
Мастер распределяет работу и материалы исполнителям (закройные карты), по-лучает сведения о материальных ресурсах по потребности, наличию в подотче-те, расходе на незавершенное производство и готовые изделия, фактических остатках в цехе и у рабочих. Отмечает степень готовности изделия.
По сданным на СГП готовым изделиям программа автоматически формирует приходную накладную с расчетом фактической стоимости и себестоимости изделий, материальный отчет цеха, наряды на рабочих.
ЭКОНОМИКА
Автоматизирует работу СГП и планово-экономического отдела. Данные по сдаче на СГП готовой продукции позволяют отслеживать товар в стоимостном и натуральном выражениях за произвольный период с разбивкой по группам изделий, плательщикам (контрактам), статьям затрат. Данные по выданным изделиям позволяют автоматически формировать расходные накладные, реестры, акты приема-передачи, аналогично товару отслеживать реализацию, контролировать рентабельность изделий. Система позволяет оперативно изменять тарифные сетки, проценты начислений в автоматически формируемых калькуляциях. Анализировать портфель заказов, состояние незавершенного производства, перспективу обращения пациентов на повторное протезирование и ортезирование в заданном периоде, выполнение плановых заданий. Автоматизировано распределение заказов по контрактам и отслеживание выполнения контрактов по номенклатуре, в ценовом выражении, по состоянию готовности изделий контракта (принято, запущено в производство, не завершено, сдано на СГП, выдано заказчику). Аналитические данные предыдущих периодов и перспективы повторного обращения пациентов позволяют формировать предложения на торги будущего года реальные по цене, номенклатурным группам и количеству.
 
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Это собирательное понятие в системе и перечень всех вариантов анализа бесконечен. В зависимости от задач анализа по запросу пользователя система автоматически сделает выборку, сортировку и обработку информации в заданном разрезе и ракурсе.
Это могут быть запросы наиболее часто востребованных сведений.
              Например:
  • состояние предъявления счетов и их оплаты по контактам;
  • уровень рентабельности изделий по шифрам, группам, контрактам, регионам;
  • перечень и стоимость ресурсов в незавершенном производстве;
  • объемы заказов с распределением по степени готовности;
  • сведения об обеспечении ТСР определенной категории льготников области, района, населенного пункта;
  • количество и стоимость заказов, принятых врачом Ивановым с 1 по 9 мая, и т.д. и т.п.
  •       Программа может сформировать и более "экзотические" сведения, например:
  • сколько, кому и на какую сумму в г. Сельцо выдано протезов с комплектующим "3A15 модуль коленный моноцентрический с бесступенчатым торможением";
  • сколько детей (и поименно) в возрасте до 7 лет имеют диагноз "Культя 1 пальца".
  • и т.д.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ

Поскольку вся информация по пациентам и их заказам хранится в поименованных полях единой базы данных, система "укомплектована" набором подпрограмм, позволяющих в систематизированном виде представить статистические сведения об обеспечении пациентов протезами, ортезами, ортопедической обувью, средствами технической реабилитации и другими услугами. Информация выдается как в виде готовых форм, например, "ПРОП-1", так и в виде обработанных выборок по разделам. Как показал опыт работы, последнее предпочтительнее, поскольку формы отчетов, запрашиваемые внешними организа-циями (министерство, областные структуры, ФСС и др.) часто меняются. Од-ним из наиболее показательных отчетов, формируемых "построчно" является ежемесячный отчет о работе предприятия, направляемый в Минздравсоцразви-тия России.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН

     Включает три вида обмена:

1. Обмен данными между системой 90 и автоматизированной бухгалтерией предприятия. Реализован в виде набора подпрограмм для формирования файлов обмена, встроенных в соответствующие ветви системы 90 и набор модулей для внесения информации из этих файлов в 1С (или другую) бухгалтерию. 
      Из бухгалтерии в 90 электронном виде поступают сведения о цене и наличии на ЦМС и в подотчете цехов материальных ресурсов (материалов, комплектующих, полуфабрикатов, покупных изделий). 
      Из 90 в бухгалтерию электроннм виде поступают сведения о списании материальных ресурсов с подотчета цехов, приходе на СГП готовых изделий (товар), выдаче изделий заказчику (реализация).

2. Обмен данными между системой 90 и ФСС. 
 

Для ФСС файлы обмена формируются по их заданию и считываются (или проверяются) их программными средствами. Это, прежде всего, электронный аналог реестра изделий, выданных заказчикам, предложение предприятия по выдаче направлений инвалидам.

3. Синхронизация баз данных удаленных пользователей (филиалы, выездные бригады). 
      По желанию пользователя на все таблицы системы 90 может быть создано неопределенное количество реплик (точных копий базы на данный момент). Удаленные пользователи некоторое время работают на своих копиях баз параллельно с основным предприятием. При синхронизации происходит взаимный обмен накопленной за время параллельной работы информацией, и вновь получаются точные копии баз.

 
СПРАВОЧНИКИ

Для упрощения ввода данных в систему, возможности системной обработки информации, уменьшения объема записей использованы справочники, при многократной ссылке на информационную часть которых используется только ключевое поле. Это, районы области, населенные пункты, диагнозы, работающие и т. п., всего порядка 30 справочников. Часть из них, например, "Районы города" предельно проста по структуре и содержанию (код, наименование), заполняется единожды и практически не редактируется. Другие, например, "Источники финансирования" - более сложные, многоуровневые, периодически пополняемые справочники с внутренней обработкой данных.

 
БАЗЫ ЗНАНИЙ

 В системе 90 это справочники особого рода. Они используются для ав-томатического преобразования медицинских показаний к протезированию / ортезированию и назначений врача-ортопеда по функциональным парамет-рам изделия в конструкторско-технологический набор материальных и тру-довых ресурсов, с определением необходимых для их изготовления коли-честв. Образно говоря, в них заложены знания конструктора, технолога, нормировщика и ортопеда в виде логических условий, табличных функций и математических формул. 
      Использование баз знаний является основой объективности системы, ее основным преимуществом. Оно позволяет использовать принцип эконо-мической технологии - любое функциональное, конструкторское, техноло-гическое изменение изделия автоматически приводит к пересчету расхода ресурсов на его изготовление и, следовательно, изменению себестоимости.

 
БАЗЫ ДАННЫХ

  Все сведения о пациентах, их документах, диагнозах, заказах, изделиях и пр. хранятся в объединенных связями таблицах баз данных. Доступ к их просмотру, редактированию, дополнению осуществляется через соответствующий интерфейс управляющей программы.

ФИЛЬТРЫ

 Упростить работу системы и существенно расширить ее аналитические возможности позволяет набор подпрограмм, обеспечивающий выполнение большинства процедур после предварительного наложения одного или нескольких фильтров на значение полей (в том числе и на соответствие их заданным логическим условиям) электронной базы. В системе работают главный фильтр, фильтры справочников, фильтры формирования рабочих таблиц и фильтры формирования печатных документов.

 
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

 В комплексной, многопользовательской, сетевой системе 90 предусмотрены защита от несанкционированного входа, индивидуальные настройки рабочих мест, распределение прав доступа, регистрация удаления записей, хранение архивов полных рабочих таблиц, а также сведений о пациентах, записи которых удаленны из системы.

 
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА И ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

 Аппаратно работа системы организована в локальной сети с размещением всех баз данных и рабочих таблиц на общем сервере. Система может работать как в режиме "файл-сервер" так и в режиме "сервер-приложение". Система предусматривает работу с удаленными пользователями (филиалы, выездные бригады) через синхронизацию реплик. Состав автоматизированных рабочих мест комплексной системы производства ПОИ определяется организационной структурой предприятия и размещением служб.

 
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕЧАТНАХ ФОРМ СИСТЕМЫ 90
Амбулаторная карта.
Личное дело (с картой протезирования). 
Заявление пациента в ФСС на обеспечение ПОИ.      
Реестр заявлений на обеспечение ПОИ. 
Заявление пациента в ФСС на ремонт ПОИ. 
Заключение МТК (медико-технической комиссии). 
Реестр заключений МТК. 

  

Заключение МТЭ (медико-технической экспертизы) на ремонт ПОИ. 
      Направление ФСС. 
      Отрывной талон к направлению ФСС. 
      Квитанция (о принятии заказа). 
      Заказ (1лист - анкета, 2 - движение заказа, 3 - обмеры, 4- ресурсы). 
      Акт приема - передачи. 
      Карточка вызова пациента (адрес и текст). 
   Напоминание об окончании срока действия ИПР/ПРП (адрес и текст). 
      Реестр почтовых отправлений. 
      Список пациентов, для приема в командировке (выездной бригадой). 
      
      Ведомость запуска заказов. 
      Заявка подразделений (цехов) на материалы. 
      Ведомость оборота материальных ресурсов (по цехам). 
      Карта-задание (по исполнителям). 
      Закройная карта (по исполнителям); 
      Ведомость оборота материалов в цехе (по исполнителям). 
      Расходная накладная (на передачу материала от мастера цеха исполнителю). 
      Ведомость дефицита ресурсов. 
      Заявка исполнителей на материалы. 
      Материальный отчет исполнителя. 
      Справка о работе исполнителей подразделений. 
      Наряд (сводный и по изделиям). 
      Материальный отчет цеха. 
      
  

Калькуляция на изделие (по фактическим или плановым ресурсам). 
      Перечень ресурсов к калькуляции (фактических или плановых). 
      Приходная накладная (готовых изделий на СГП от цеха). 
      Расходная накладная (готовых изделий из СГП заказчику). 
      Расходная накладная ЦМС (готовых изделий и полуфабрикатов из СГП на ЦМС). 
      Ведомости остатков (готовых изделий на СГП или в подотчете). 
      Расходная накладная изделий, переданных подотчет. 
      Реестр изделий, выданных заказчику (для ФСС, соцзащиты). 
      Журнал реестров (изделий, выданных заказчику). 
   Реестры изделий на стадиях изготовления (принятых к изготовлению, сданных на СГП, остатков на СГП - для внутреннего анализа). 
        Сводные данные по группам изделий в периоде от - до 
            - изделия, срок эксплуатации которых истек; 
            - изделия, заказанные в периоде, но не запущенные в производство; 
            - изделия, выданные заказчику (или попавшие в реестр); 
            - запуск и выпуск; 
            - изделия, принятые в периоде; 
            - незавершенное производство; 
            - портфель заказов. 
      Суммарная калькуляция по каждой сводной группе изделий. 
    Перечень ресурсов к калькуляции по каждой сводной группе изделий. 
      Изделия, выпущенные в периоде (данные для районных органов управления по обеспечению ТСР категорий льготников). 
      
      Выполнение контрактов. 
      Оперативные данные по контрактам. 
      Предъявлено - оплачено по контрактам. 
      
      Показатели деятельности медицинского отдела (форма ПРОП-1)

 
СТАЦИОНАР ПРЕДПРИЯТИЯ

С 2009 года на базе системы "90" работает автоматизированная система учета пациентов в стационаре сложного протезирования, как самостоятельная подсистема программы. Основой учета по стационару является автоматизированная "История болезни".

 

Структура и состав "Истории болезни".

 

1) Лист "История болезни" с разделами: 
           - анкетные данные и диагноз; 
           - состояние пациента при поступлении в стационар и анамнез. 
     

2) Вкладной лист (с культей конечности). 
     

3) Лист "Исследование по системам". 
     

4) Эпикриз. 
     

5) Лист назначений. 
     

6) Процедурная карточка. 
      
      В системе предусмотрено автоматизированное формирование отчетов о работе стационара и его процедурных кабинетов.